Наталья Ключевская
belchonock / Depositphotos.com
Вопросы обеспечения безопасности граждан всегда находятся в центре внимания федеральных властей. Российское законодательство насчитывает множество нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности. Одно из приоритетных мест в этой системе правовых документов занимают те, которые нацелены на обеспечение безопасности обучающихся – воспитанников детских садов, школьников и студентов ссузов и вузов. Поскольку учебные заведения относятся к местам массового пребывания людей, то и угроза совершения в них террористических актов и иных противоправных действий достаточно высока. В связи с этим в целях отражения современных угроз законодательство в этой части периодически актуализируется.
Но ситуация, произошедшая 11 мая в казанской гимназии, в очередной раз показывает, что система обеспечения безопасности образовательных организаций несовершенна и иногда может давать сбой, который чреват трагическими последствиями. Стали ли причиной недавней трагедии небезупречные нормативные предписания или действия (бездействие) органов и должностных лиц, обязанных их исполнять, – чиновникам еще предстоит выяснить, но реакция уже последовала и от Президента РФ Владимира Путина, который дал отдельное поручение директору Росгвардии Виктору Золотову проработать новое положение о видах оружия, которое может быть в гражданском обороте и находиться на руках у населения. Оперативно отреагировала на призыв главы государства и Госдума – Комитет по безопасности и противодействию коррупции на заседании 12 мая рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект, вводящий дополнительные основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия, а также для аннулирования уже выданных лицензий. Не осталось в стороне и Минпросвещения России – в день трагедии ведомство направило в регионы рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений.
На действующих мерах по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций и новых рекомендациях Минпросвещения России остановимся более подробно.
Действующие требования
На федеральном уровне в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования). Оно содержит обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций. Причем эти требования дифференцированы в зависимости от категории опасности объектов (территорий), которая, в свою очередь, зависит от количества совершенных терактов или предпринятых попыток к их совершению, прогнозируемого количества пострадавших, а также прогнозируемого размера материального ущерба и ущерба окружающей природной среде (п. 13 Требований).
Целый раздел Требований посвящен мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий. Речь идет о комплексе мер, направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты и территории; выявление нарушителей установленных на объектах и территориях пропускного и внутриобъектового режимов или признаков подготовки или совершения теракта; пресечение попыток совершения терактов; минимизацию возможных последствий их совершения и ликвидацию такой угрозы; обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности; выявление и предотвращение несанкционированного проноса или провоза и применения на объекте, территории токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17 Требований). По каждому из указанных направлений конкретизирован перечень мероприятий – например, организация пропускного режима, проведение антитеррористических учений и тренировок, организация системы видеонаблюдения, оснащение системами передачи тревожных сообщений и т. п.
Правильно составить паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации поможет примерная форма, размещенная в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, предусмотрена необходимость разработки на каждый объект паспорта безопасности, в который включаются общие сведения об объекте или территории, сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте или территории, данные о критических элементах объекта или территории, прогноз последствий в результате совершения на объекте или территории теракта, силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта или территории, меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта, выводы и рекомендации. Также в паспорт могут быть включены дополнительные сведения с учетом особенностей объекта или территории при их наличии.
Паспорт безопасности объекта (территории) относится к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования». Он составляется на каждый объект или территорию в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования, а актуализируется не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении общей площади и периметра объекта или территории, количества критических элементов объекта, территории и мер по инженерно-технической защите (п. 43, п. 48 Требований).
Напомним, в целом ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов и территорий возлагается на руководителей органов или организаций, являющихся правообладателями таких объектов и территорий, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на них (п. 5 Требований).
Отметим, в целях повышения эффективности работы по реализации рассматриваемых требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций в начале прошлого года были выпущены Методические рекомендации Минпросвещения России (Письмо Минпросвещения России от 28 января 2020 г. № ВБ-85/12 «О направлении методических рекомендаций»). Они предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий при организации и проведении их обследования, подготовке актов обследования и категорирования объектов и территорий организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению защищенности с учетом установленной категории опасности. В документе разъясняется порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий, разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по ее обеспечению, особенности заполнения актов обследования и категорирования объектов, территорий.
Новые рекомендации
Поскольку обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности по п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, Минпросвещения России направило в регионы Письмо от 11 мая 2021 г. № СК-123/07 с рекомендациями по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений. В частности, ведомство призывает выработать дополнительные меры с учетом анализа обстановки в субъекте РФ, провести проверки состояния защищенности организаций, организовать разъяснительную работу в педагогических коллективах, провести классные часы о законопослушном поведении, общешкольные родительские собрания.
Ключевым моментом документа является рекомендация каждой общеобразовательной организации в части разработки антикризисного плана – плана действий в чрезвычайных ситуациях для организации эффективных действий всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации. Речь идет плане, направленном на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников.
В качестве структурных элементов антикризисного плана упоминаются организационный (для определения должностных лиц, отвечающих за планирование и порядок действий в условиях ЧС), методический (для формирования критериев для оценки эффективности работы) и ресурсный (для решения материально-технических и кадровых вопросов) блоки. Каждый из этих элементов должен быть сформирован с учетом и в зависимости от:
типов ЧС; признаков, определяющих кризисный характер событий; алгоритма действий; порядка и критериев определения медицинской и психологической травмы; особенностей выявления учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация; порядка действий в отношении обучающихся, сотрудников, родителей, СМИ; возможности использования дополнительных внешних ресурсов; правил оценки эффективности действий и необходимости доработки и изменения кризисного плана; необходимости проведения обучающих тренингов для сотрудников; порядка информирования о кризисной ситуации и плане действий в самой образовательной организации.
Помимо общих положений, в плане целесообразно прописать детали – ход действий, время, место, ответственных лиц, технические средства и т. п. «Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды», – подчеркивается в документе. Предполагается, что между членами такой команды будут распределены полномочия по оповещению, регулированию и выстраиванию системы коммуникации, обеспечению контроля слухов, обеспечению первой психологической, социальной и медицинской помощи, взаимодействию со СМИ, обеспечению эвакуации и перевозки, проведению индивидуального и группового консультирования, планированию и проведению работы с последствиями кризисной ситуации. При этом уточнено, что за каждую функцию должны отвечать 1-2 члена команды. «Важно помнить о том, что контактная информация о команде должна быть доступна и размещена около телефона, на доске объявлений и т. д.», – подчеркивается в письме.
В министерстве считают, что члены антикризисной команды должны иметь представление о биологических и психологических проявлениях, характерных для острой реакции на стресс, которые помогут им правильно спланировать шаги по оказанию помощи. В реализации такого планирования ведомство советует учитывать как минимум три аспекта, определяющих первоочередность в оказании помощи:
аспект физической близости к месту события (за пределами, рядом или в центре зоны бедствия, в пределах слышимости); социально-психологический аспект (в число наиболее уязвимых и нуждающихся в поддержке попадают различные группы людей, среди них – те, кто идентифицирует себя с жертвой или уподобляется ей, знакомые, дальние родственники или близкие друзья, семья); население группы риска (крайне чувствительные люди, люди, переживающие сложный личный или социальный кризис, люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму) – в число таких лиц, прежде всего, попадают травмированные дети, семья, родители, свидетели события, друзья пострадавших, одноклассники, педагоги, персонал образовательного учреждения, администрация учреждения, представители вышестоящих организаций.
Принимая во внимание, что в условиях реальных кризисных ситуаций собственных ресурсов образовательной организации может быть недостаточно, Минпросвещения России считает необходимым координировать их работу с региональными антикризисными подразделениями как неким внешним консультантом, оказывающим помощь как на стадии формирования антикризисной команды, ее обучения, так и непосредственно в условиях ЧС. Например, это может быть представитель антикризисного подразделения или городской службы экстренной психологической помощи. Круг его вопросов определяется не только консультациями и поддержкой антикризисной команды, но и оказанием помощи при проведении психологического дебрифинга – одноразовой слабоструктурированной психологической беседы с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму, предупреждением синдрома «сгорания» у членов антикризисной команды.
Минпросвещения России полагает, что залогом успешной реализации плана поведения в кризисной ситуации может стать ознакомление с ним всех сотрудников, обсуждение технических и психологических моментов поведения в соответствующих ситуациях и проведение тренировочных сборов. Ведь только четкие и слаженные действия всех членов антикризисной команды, отработанные в ходе регулярных тренингов и учений, сможет обеспечить их эффективную работу, считают в министерстве.
***
Несмотря на то что в последние годы государство много делало для обеспечения безопасности школьников – как на законодательном, так и на организационном уровне, этих мер явно недостаточно для предотвращения угроз. На это обратила внимание и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Очевидно, что сделано не все. И власть, и общество должны извлечь уроки из этой трагедии», – заключила она.
Полагаем, что соответствующие полезные выводы должны лечь в основу законодательных поправок, касающихся совершенствования системы безопасности образовательных организаций, и стать стимулом для поиска более эффективных моделей обеспечения безопасности в части условий для сохранения жизни, здоровья обучающихся и работников образовательных организаций.